Наука в жизни: концепция эстетического отношения к миру А.А. Мелик-Пашаева
Лето, каникулы, отдых! Именно сейчас есть немного время, чтобы посмотреть вокруг, заметить красоту природы и поразмышлять о прекрасном! А поможет нам в этом Александр Александрович Мелик-Пашаев, автор концепции эстетического отношения к миру.
Есть отношение к жизни – эстетическое, когда весь наш жизненный опыт внутренне преобразуется в возможное содержание художественных произведений. У человека с определённой направленностью внутренней энергии души, как говорил В.В. Зеньковский, одаренность проявляется в том, что он избирательно берёт и преобразует жизненный материал в определённом направлении.
Потенциал творческой одаренности – свойство человека вообще, родовое качество человека, а не какое-то элитарное качество отдельных людей. Это такая печать принадлежности к человеческому роду, характеристика природы человека. Это норма. Другое дело, реализуется она в жизни или не реализуется в силу массы возможных причин.
Одаренность – норма. Но норму чаще всего понимают статистически – то, что часто встречается. В данном случае речь идет о норме ценностной, когда нормально то, что является наилучшим из возможного. И в этом смысле творческая одаренность – это норма человеческого бытия, которая может проявляться, или не проявляться, или частично проявляться в соответствующих социальных, психологических, физических условиях. Но это норма. Отсутствие её – это как раз ненормальность.
Творческая одаренность, она же одаренность вообще, как потенциал внутренней активности души, может выбирать разные русла, проявляться в разных областях культуры. Многие учёные, в том числе и хорошо нам известные М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова, Е.И. Горбачёва, занимаясь разными проблемами, сталкивались с одним важным моментом.
Судя по мемуарам, в жизни многих людей, в жизни выдающихся творцов в разных областях деятельности, иногда в детстве, даже в раннем, чаще в подростковом возрасте, случались особые переживания, которые определяют всю их дальнейшую жизнь и область творческой самореализации. Хотя значимость этого ключевого переживания человек осознает постепенно, в дальнейшей жизни, но фиксируется в памяти оно сразу и навсегда. Суть его в том, что, ярко переживая в определенный момент впечатление от какого-то явления действительности, человек угадывает, для чего он сам существует и что он должен в этом мире сделать. В этот момент человек переживает встречу со своим будущим Я. Вдруг угадывает, что является его задачей в жизни и в чём он сможет реализовать себя.
Приведём пару примеров. Был сейчас уже забытый писатель В.А. Солоухин – талантливый человек, некоторые его книги имели в свое время большое значение. Он вспоминал, как в своём предвоенном детстве в нищей северной деревне он ещё дошкольником играл с другими детьми на улице, потом забежал домой попить воды и в раме окна увидел свою улицу, на которой он провел все свои шесть-семь лет жизни. Обычную улицу, с лужами, ничего особенного, закат. Но он увидел вдруг эту привычную деревушку как какую-то необыкновенную ценность. Отделенную от себя, как в раме, а сейчас вот солнце зайдёт, и это всё исчезнет. Он в этот момент понял, что должен с этим «что-то сделать». Конечно, этот деревенский мальчик в каком-нибудь 1939 году понятия не имел о литературном творчестве, но то, что надо с этим «что-то» сделать, чтобы сохранить – ему открылось неожиданно. Он сочинил даже какое-то подобие рассказа. Своего первого рассказа, который, конечно, не сохранился. Наверное, он и записать его не мог, сочинил для себя.
Другой эпизод. Крупнейший палеоархеолог Отто Бадер (из русских немцев) всю жизнь делал в бесконечном количестве открытия из времен каменного века. Он чуть ли не до девяноста лет лазил сам в пещеры и столько всего наоткрывал, что на несколько жизней крупных ученых хватило бы. И вот в старости, на вопрос о его самом главном открытии, он называет не какую-то пещеру, а вспоминает, как школьником с приятелем шел лесом из интерната домой на пасхальные каникулы. Вышли на опушку; его как лесного жителя удивить чем-либо было трудно, но открылась картина, которую он и через 80 лет помнит и может нарисовать: курган, дерево, церквушка в долине. И у него возникло чувство, даже уверенность, что в этом кургане скрыта жизнь прошлого. Всё вокруг такое явное, очевидное, освещенное солнцем, а курган таинственный и, как он замечательно сказал, «явно затаивший» в себе скрытую жизнь. У него возникло желание эту скрытую жизнь выявить, сделать её такой же реальной, как и то, что мы видим вокруг себя. И всю жизнь он занимался именно этим и был необычайно успешен – как с помощью волшебной палочки находил те места, где надо копать.
Ум никогда не признает правильным то, чего не хочет сердце. Опираясь на мнение некоторых очень авторитетных педиатров и психотерапевтов о том, что, с одной стороны, депривация творческого опыта в жизни ребенка (что очень характерно для системы образования) является причиной огромного количества психосоматических и чисто психических отклонений, заболеваний, личностных искажений в будущем, а с другой – приобщение к творческому опыту оказывается целительным, можно утверждать важность терапии, не только арт, но и вообще терапии творчеством. Известный российский психотерапевт М.Е. Бурно, под руководством которого созданы книги о терапии творчеством, показывает, что все виды творчества могут быть целительны при различных болезнях и отклонениях.
Когда творчества нет, а внутренняя активность души, о которой говорил В.В. Зеньковский, есть, т.е. потребность в самореализации напирает, а выхода нет, то возможны два основных варианта, один другого хуже.
Проиллюстрируем их простенькими примерами. Росток закатали под асфальт, и у него не хватило сил пробить асфальт. Он там загнивает, умирает. Так творческий потенциал человека не реализуется, и это может стать причиной массы личностных и психических отклонений – депрессии, деперсонализации, отсутствия смысла жизни.
Другой вариант – когда есть достаточно мощный потенциал, который взрывает преграды. Так взорвется кипящий чайник с запаянным носиком, и осколки полетят неизвестно куда: кого-то убьют, кого-то поранят, т.е. возможны немотивированные преступления, демонстративно саморазрушительное поведение человека и т.п.
Человек не может жить с тем, что его как будто бы и нет, он должен какую-то печать руки своей оставить в мире!
Раннее приобщение к тому или иному виду искусства, действительно, предохраняет людей от криминала, депрессивных состояний и других социальных и психологических бед.
Очень большая статистика по этому вопросу есть у американцев (я читал об этом у Д.К. Кирнарской, одного из наших авторитетных специалистов в области музыкальной психологии): на выборке десятков тысяч детей показано, что те, кто более или менее серьёзно занимались музыкой в детском возрасте, не попадают в поле внимания правоохранительных органов. Нет их там, нечего им там делать, у них другие занятия.
Другой пример. Есть мощная венесуэльская система государственного музыкального образования («El Sistema») – массового приобщения миллионов неблагополучных детей и подростков к музыкальному творчеству, созданная Хосе Антонио Абреу, музыкантом экономистом, и подхваченная по всему миру. В неблагополучных районах создавались общедоступные музыкальные образовательные центры, что давало прекрасные результаты.
Необходимо отметить, что Александр Александрович не только размышлял о том насколько важно творчество в жизни каждого человека, но и сам является творческой личностью. Вот интересный факт из его жизни. Именно Александр Александрович, сделал первые иллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман впервые был опубликован в 1966 году в журнале «Москва», а практически за 10 лет до публикации романа были сделаны к нему иллюстрации! Получается, если иллюстрации были сделаны в 50-х годах, по прочтении самой рукописи еще неопубликованного романа.
Художественное изображение, всегда несет в себе не просто воспроизведение каких-то жизненных, «внехудожественных» реалий, но оно эмоционально-ценностно насыщено и поэтому выразительно, а не просто изобразительно. В поэтической речи становится слышимо и воспринимаемо то, что не воспринимается через обычную речь. Невидимое делается видимым. Вот такое чудо. То, что не имеет образа, воображается.
Воображайте, творите и будьте счастливы!