Наука в жизни: Реальная и сетевая идентичность
Сегодня в рубрике "Наука в жизни" рассматривается тема изучения колоссального роста объемов виртуальной реальности, в которых реализуется жизнь человека, в том числе и становление идентичности молодежи. Идентичность человека. Что это такое? Идентичность – это ответ на вопросы «кто Я» и «какой Я». По сути, идентичность – это устойчивое динамическое самоопределение в различных областях и аспекта проявленности и потенциальной реализации Я.
Вернемся к теме и изучим как сильно затронута этим процессом молодежь. Платформой для конструирования и проверки идентичности теперь в значительной мере выступают социальные сети. Практически каждый студент института зарегистрирован в той или иной социальной сети. Фактически социализация молодых людей происходит как в реальном, так и в виртуальном пространствах. Виртуальная среда, как подчеркнула Фленина Т.А. в своем исследовании, включает «проведение досуга, совершение покупок, установление контактов с противоположным полом, трудовая деятельность, межличностное и групповое общение осуществляются посредством сетевых технологий. В результате этого стирается грань между актуальным и потенциальным, реально существующим и возможным: виртуальная реальность становится «информационным двойником» жизненного мира, способом бытия современного человека».
Проблема состоит в том, что человек довольно свободно конструирует свой образ в виртуальном пространстве, то есть адресованную другим самопрезентацию. Но что именно предъявляет человек зрителям в социальных сетях? Как следует оценивать его самопрезентацию в связи с его текущей идентичностью? Соотношение реальной идентичности и виртуальной самопрезентации становится актуальным вопросом.
Описанная ситуация позволяет определить проблемную область исследования. Она состоит в прояснении сущности виртуальной (сетевой) самопрезентации как одного из способов демонстрации своей идентичности в условиях Интернет-среды.
В связи с повышенными возможностями конструирования реальности в виртуальном пространстве, в контексте исследовательской работы, была выдвинута гипотеза, что участники социальных сетей имеют склонность к демонстрации в социальной сети идеализированного образа «Я». Жичкина А.Е. и Белинская Е.П. отмечают, что «основная особенность виртуальной самопрезентации, которая признается большинством исследователей – это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе». Таким образом, можно предположить, что многие пользователи склоны демонстрировать в социальных сетях лучшие стороны своей персоны и её жизненной среды, то есть идеальное представление о себе.
Чтобы изучить, какой аспект идентичности (Я-идеальное или Я-актуальное) пользователь транслирует в социальную сеть, была изучена группа «образцов» из четырех человек, каждый из которых является активным пользователем социальных сетей.
Для описания их идентичности была выбрана методика Т. Лири «Межличностные отношения», предназначенная для исследования представлений субъекта о своем реальном и идеальном «Я».
Все испытуемые прошли тестирование по методике Лири. Она позволила нам зафиксировать представление четырех «образцов» исследования о себе реальном и об идеальном образе себя. Понятно, что измерить впечатление о человеке, можно только обратившись к тем, кто его получает. Поэтому была отобрана группа «экспертов» – молодых людей, имеющих такой активный опыт общения в социальных сетях. Они получили задание ознакомиться со страничками согласившихся на эту роль в исследовании «образцов», а затем охарактеризовать их личность с помощью заполнения на них того же опросника Т. Лири. Инструкция содержала в себе задание «составить достаточно полное представление о личности автора и исходя из него выполнить его описание по предложенному опроснику».
По каждому испытуемому – «образцу» рассчитывалась корреляция его самооценок Я-идеального и Я-реального. Затем рассчитывались средние экспертные оценки испытуемого по методике Т. Лири и корреляция оценки экспертов с Я-идеальным и Я-реальным испытуемого.
Для троих из четырех испытуемых обнаружилась высокая корреляция профилей, составленных экспертами, с Я-идеальным испытуемых. Это подтверждает предположение о том, что пользователи социальных сетей довольно четко транслируют своими страницами представление о «себе идеальном». И эта трансляция доходит до адресата.
Однако для четвертого испытуемого обнаружилась отрицательная связь профиля, составленного экспертами, с его Я-идеальным. Этот испытуемый транслирует в виртуальное пространство свой «анти-идеал» и, скорее всего, делает это неосознанно. Обращение к его Я-концепции показывает отсутствие какой-либо связи между Я-реальным и Я-идеальным, что может свидетельствовать об актуальном внутриличностном конфликте.
Не исключено также, что гипотеза о трансляции участниками социальных сетей Я-идеального работает для психологически стабильных личностей и опосредуется пока неустановленными факторами для личностей, находящихся в кризисе.
Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь между реальной и сетевой идентичностью: участники социальных сетей действительно имеют склонность к демонстрации в социальной сети идеализированного образа «Я». Вместе с тем в кризисных ситуациях эта тенденция нарушается. Несмотря на небольшую выборку исследования, можно утверждать, что это направление изучения самовыражения и самопрезентации идентичности личности в виртуальном пространстве имеет очевидные перспективы для развития.